Дробная часть числа паскаль

Функция Int вычисляет целую часть значения с плавающей точкой. Синтаксис:

function Int(X: ValReal) : ValReal;

Функция возвращает целую часть вещественного числа Х. Тип данных возвращаемого значения является также вещественным числом.

О типе ValReal я рассказывал здесь.

Функция Frac возвращает дробную часть числа с плавающей точкой. Синтаксис:

function Frac(X: ValReal) : ValReal;

Целая часть числа

Как известно, вещественное число имеет целую часть и дробную часть. Например, число 3,14 можно произнести словами как “три целых, четырнадцать сотых”.

Соответственно, целая часть числа 3,14 — это число 3.

И, как вы теперь уже знаете, получить целую часть числа в Паскале можно с помощью функции Int:

Дробная часть числа

Если рассмотреть всё то же число 3,14, то его дробной частью будет число 0,14. То есть вещественное число состоит из двух частей, сумма которых и является вещественным числом:

Получить дробную часть числа в Паскале можно с помощью функции Frac:

Пример программы, которая использует функции Int и Frac, приведён ниже:

Программирование. Стандартные функции Pascal-Паскаль

  • Скачено бесплатно: 6955
  • Куплено: 414
  • Pascal-Паскаль->Программирование. Стандартные функции Pascal-Паскаль

Стандартные функции Pascal-Паскаль

Стандартные математические функции Турбо Паскаля
Обращение Тип аргумента Тип результата Примечание
Abs(x) Real, integer Тип аргумента Модуль аргумента
ArcTan(x) Real, integer Real Арктангенс (значение в радианах)
Cos(x) Real, integer Real Косинус, угол в радианах
Exp(x) Real, integer Real Экспонента
Frac(x) Real Real Дробная часть числа
Int(x) Real, integer Real Целая часть числа
Ln(x) Real, integer Real Логарифм натуральный
Pi Нет Real 3,141592653
Sin(x) Real, integer Real Синус, угол в радианах
Sqr(x) Real, integer Тип аргумента Квадрат аргумента
Sqrt(x) Real, integer Real Корень квадратный
Random Нет Real Псевдослучайное число в интервале [0, 1]
Random(I) Integer Integer Псевдослучайное число в интервале [0, I]
Round(x) Real Integer Округление до ближайшего целого
Trunc(x) Real Integer Отбрасывание дробной части числа
Читайте также:  Экспоненциальный график в excel

Порядок вычислений в выражениях следующий:

  1. вычисляются подвыражения, заключенные в скобки;
  2. затем выполняются операции с наибольшим приоритетом; обычно используются следующие уровни приоритетов (в порядке убывания):
    • возведение в степень;
    • мультипликативные операции: * , / , div , mod;
    • унарные операции: + , — , abs , not;
    • аддитивные операции: +, -;
    • операции отношения: = , <>, , =;
    • логические операции: and, or, not;
    • операции с одинаковым приоритетом выполняются слева направо.

    Хотя нет ограничений на сложность выражений, однако выражения, содержащие более 7 операндов, трудны для чтения и понимания и поэтому такие выражения не рекомендуется использовать.

    • в Паскале нет стандартной операции или стандартной функции возведения в степень, поэтому используется следующее математическое тождество: x y = e ylnx
    • в Паскале существует только стандартная функция вычисления натурального логарифма, поэтому используется следующее математическое тождество: logab= ln b/ln a

    Математическое выражение: x 3/2 — 7x + tg (x+2)

    Выражение на Паскале: exp(3*ln(x)/2)-7*x+sin(x+2)/cos(x+2)

    Операторы действия

    Операторы действия — это средства языка, позволяющие изменять в процессе выполнения программы состояние вычислений. Самый простой оператор действия — оператор присваивания.

    Пример оператора присваивания

    Оператор присваивания, несмотря на кажущуюся простоту, имеет очень важное алгоритмическое значение.

    Удобно считать, что выполнение присваивания переменной некоторого значения означает помещение этого значения в выделенный для переменной ящик. При этом каждый запоминающий ящик обладает следующими свойствами.

    1. В каждый момент времени в ящике может храниться не более одного значения.
    2. Каждый ящик способен хранить только значения одного и того же типа. Попытка поместить в ящик значение любого другого типа приводит к тому, что ящик отказывается принимать на хранение передаваемое ему значение — это расценивается как ошибка в программе.
    3. Значение, помещенное в ящик, будет храниться в нем до тех пор, пока в этот ящик не будет помещено новое значение (в момент присваивания соответствующей переменной этого нового значения) — при этом предыдущее содержимое ящика безвозвратно теряется (уничтожается).
    4. Находящееся в ящике значение считается текущим значением соответствующей переменной. Это текущее значение может быть выдано из ящика для использования сколько угодно раз, но при этом содержимое ящика не меняется: из него каждый раз выдается копия хранящегося значения с сохранением оригинала в ящике без какого-либо изменения.
    5. К началу выполнения программы содержимое всех запоминающих ящиков считается неопределенным; в частности, их нельзя считать и пустыми, поскольку эти ящики могли использоваться при выполнении предыдущих программ, после чего в ящиках могло что-то остаться.
    Читайте также:  Как повысить фпс в assassins creed 3

    Еще один оператор действия, хотя его можно лишь условно назвать таковым: он не выполняет никакого действия, это — пустой оператор (в Паскале он обознается знаком ";"). В Паскале оператором действия является также оператор процедуры. Последний из простейших операторов действия — оператор останова, который прерывает работу программы (в Паскале это оператор halt).

    Ввод и вывод данных

    Ввод данных с клавиатуры производится с помощью стандартной процедуры read( ) или ее разновидности readln( ). Элементы списка ввода — идентификаторы (имена) переменных, перечисляемые через запятую. При выполнении этого оператора пользователь набирает на клавиатуре соответствующую последовательность значений, разделяя их пробелами (это важно!).

    Пример ввода данных с клавиатуры

    read(a,b,c);

    readln(a,b,c);

    Вывод данных на экран производится с помощью стандартной процедуры write( ) или ее разновидности writeln( ).

    Список вывода может содержать константы, переменные, выражения, формат вывода. Выражения в списке вывода разделяются запятыми.

    Пример вывода данных на экран

    write(a,b,c);

    writeln(a,b,c);

    Окончание ln в имени процедуры означает, что курсор автоматически будет переведен в начало следующей строки экрана.

    Программирование

    Исходники Pascal (127)

    Справочник

    Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту

    Арифметические операции

    Начнем , пожалуй , с самого простого — арифметические операции с числами в паскале. В паскаль встроены многие привычные нам арифметические операции ( Сложение , вычитание , умножение , деление и т.п ).

    Как же осуществляются подобные операции с числами ?. Давайте разберем это на примере исходника одной программы.

    200?’200px’:»+(this.scrollHeight+5)+’px’);"> program mypascal;
    var
    a,b:integer;
    c:real;
    begin

    a:= a — b; // a-b = 7 — 4 = 3 , следовательно a = 3 , b = 4 , c = 0
    b:= a + b; // a+b = 3 + 4 = 7 , a = 3 , b = 7 , c = 0

    a:= b * 2; // b*2 = 7 * 2 = 14 , a = 14 , b = 7 , c = 0
    c:= a / b; // a/b = 14 / 7 = 2 , a = 14 , b = 7 , c = 2

    Результатом выполнения данной программы будет вывод на экран трех чисел 14 7 2. Разберемся в том , как это работает.

    В начале программы мы объявляем 2 целочисленные ( integer ) переменные "a" и "b" , а также 1 переменную "c" вещественного ( real ) типа.

    Читайте также:  Тариф мтс смарт мини 052016 ижевск

    Зачем нам нужна вещественная переменная ? Для записи результата деления целочисленная переменная не подходит , так как у нас получается дробь , а не целое число.

    Теперь мы присваиваем переменной "a" значение 7 , а переменной "b" значение 3
    . Переменную "c" при этом оставляем нулевой ( она нам пока не понадобится ).

    Далее (в блоке begin end) мы расписываем арифметические операции с нашими числами. Обратите внимание на то , что после символов // идет комментарий , который не компилируется программой.

    Запомните : Строка a:= a — b; выглядит так a:= 7 — 4; , а не так 7:= 7 — 4;

    Другие операции с числами

    В паскале предусмотрены и многие другие операции с числами. Давайте разберем самые популярные из них.

    1. Как найти квадрат числа в паскале ?

    Для нахождения квадрата числа в паскале предусмотрена функция sqr(x) , где x — число.
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 25.

    2. Как найти корень числа в паскале ?

    Для нахождения корня числа в паскале предусмотрена функция sqrt(x) , где x — число.
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 5.

    3. Как округлить число в паскале ?

    Для того , чтобы округлить некоторое число используется операция round(x).
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 9.

    4. Как убрать дробную часть у числа в паскале ?

    Для того , чтобы отбросить дробную часть числа используется операция trunc(x).
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 25.

    5. Как убрать целую часть у числа в паскале ?

    Для того , чтобы отбросить целую часть числа используется операция frac(x).
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 0.2.

    6. Как получить модуль числа в паскале ?

    Чтобы получить модуль некоторого числа используется операция abs(x).
    Пример :

    Результат : переменной "а" присваивается значение 8.

    Это были самые важные и часто используемые операции в паскале для работы с числами ( переменными ). Найти другие вы можете на этой странице.

    Выводы :

    Для работы с числами в паскале предусмотрено множество различных операций. Мы можем делать с числами все , что угодно ( складывать , умножать , возводить в квадрат и т.п ).

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector